Главная » e-Commerce: электронная коммерция

Сбербанк создаст совместное предприятие с Mail.ru Group

Добавлено на 29.07.2019

Компании сообщили о планируемой сделке 25 июля. Пока подписано соглашение о намерениях. Обязывающее соглашение запланировано на осень 2019 г., после того как будут получены разрешения от органов корпоративного управления, антимонопольных структур и др.

Что будет в новой компании

СП должно стать «ведущей российской платформой» для сервисов в сфере еды и транспорта, сообщили его будущие участники. У Mail.ru Group (MRG) и Сбербанка будет в нем по 50%. Они планируют инвестировать до 64 млрд руб., если за 12 месяцев после сделки компания достигнет целевых показателей. При этом же условии стоимость новой компании, по оценкам ее будущих участников, может превысить 100 млрд руб.

MRG внесет в новую компанию денежные средства, 100% сервиса доставки еды Delivery Club и 22,69% сервиса заказа такси «Ситимобил» (в дальнейшем компания обязалась обеспечить консолидацию на СП не менее 75% этого сервиса). Также MRG внесет в СП связанные с ней миноритарные инвестиции и опционы в другие компании этих индустрий. Среди подходящих под такое описание инвестиций MRG, к примеру, сервис доставки еды Instamart. Первый зампред Сбербанка и соинвестор Instamart Лев Хасис сказал, что такая возможность обсуждается, но договоренностей нет. Представитель Instamart от комментариев отказался.

Сбербанк внесет в совместное предприятие 35% в сервисе Foodplex и около 38 млрд руб. Так еще одним партнером MRG, по сути, станет Rambler Group Александра Мамута, вместе с ней Сбербанк в 2018 г. учредил Foodplex. Этот сервис объединяет систему цифрового маркетинга и платежей Plazius, сервис бронирования «Афиша-рестораны», систему для резервирования столов и работы хостес Smart Reserve, а также разработчика системы автоматизации ресторанов UCS. Сейчас Rambler владеет 30% в этом СП, еще 35% – у GHP Partners, а также основателей UCS Григория Гуревича и Евгения Малахова. Еще 13 млрд руб. банк может внести при достижении сервисами Delivery Club и «Ситимобил» ряда целевых показателей за 12 месяцев.

Если сделка MRG и Сбербанка состоится, Delivery Club, как ожидается, сможет расширить число городов, где он работает, а «Ситимобил» – ускорить региональную экспансию и усилить позиции на московском рынке.

MRG и Сбербанк считают, что у новой компании есть «потенциал выхода на IPO через несколько лет».

Сделка за сделкой

MRG сейчас в процессе другой крупной сделки – она создает совместное предприятие с Alibaba Group, Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ) и «Мегафоном» в сфере онлайн-торговли. Оно объединит крупнейшую в России площадку для онлайн-покупок за рубежом AliExpress с сильными позициями MRG в цифровом бизнесе и соцсетях. Среди активов MRG – «В контакте», «Одноклассники» и др. В акционерном соглашении будет также предусмотрено, что AliExpress Russia и MRG заключат договор о стратегическом сотрудничестве, среди прочего оно будет касаться «трафика и продуктовых инициатив».

Источник, близкий к одному из участников сделки Сбербанка и MRG, говорит, что в будущем не исключено участие в их СП китайской интернет-компании. В сообщении Сбербанка и MRG сказано, что «в будущем стороны рассмотрят возможность привлечения внешних инвесторов для дальнейшего развития бизнеса платформы». Представитель Alibaba не прокомментировал это.

В 2016 г. переговоры о совместном предприятии с Alibaba в России вел и Сбербанк, но тогда договориться о партнерстве с китайской компанией не удалось. «Ни в каких вариантах партнерства с Alibaba мы не получали бы контроль над технологией, она бы не принадлежала российскому юрлицу. Мы об этом не смогли договориться. Мы не смогли бы управлять всем пакетом данных», – объяснял президент банка Герман Греф в конце 2018 г.

Подробнее: Ведомости