Главная » Банкинг и карты

Ритейлеры грозят ЦБ бойкотом Системы быстрых платежей

Добавлено на 29.07.2019

Крупный ритейл может отказаться от участия в проекте Центробанка – Системе быстрых платежей (СБП), которая, в частности, позволит расплачиваться в магазинах с помощью QR-кодов. Бизнес не устраивают названные ЦБ тарифы в 0,2–0,7% от суммы оплаченных через СБП покупок и услуг. Об этом говорится в письме ассоциаций компаний розничной (АКОРТ) и интернет-торговли (АКИТ) председателю ЦБ Эльвире Набиуллиной. Представители ассоциаций подтвердили его отправку.

СБП, ждут ритейлеры, должна усилить конкуренцию на платежном рынке и сделать прием безналичных дешевле. Сейчас за прием карт (эквайринг) торговые точки, по данным АКОРТ, платят банкам 1–3% от суммы операций (для отдельных категорий, например продовольственных торговых сетей с большими оборотами, ставка меньше 1%). Торговцы жаловались на дороговизну вице-премьеру Дмитрию Козаку и даже президенту Владимиру Путину. Но от регулирования тарифов по примеру США и Европы, о чем мечтали торговцы, ЦБ решил отказаться.

Взамен он предложил более дешевую СБП, сейчас она позволяет людям переводить друг другу деньги по номеру телефона. Второй этап СБП по замыслу регулятора и по совместительству оператора системы – возможность оплачивать товары и услуги. Расплатиться с помощью СБП можно будет, отсканировав QR-код торговой точки – бумажную наклейку с номером счета торговца – через мобильное приложение банка, и банк покупателя переведет нужную сумму на счет магазина. Самые известные в мире сервисы приема безналичных по QR-кодам – китайские WeChat Pay и Alipay.

В мае куратор СБП, первый зампред ЦБ Ольга Скоробогатова рассказала, что регулятор обсуждает тариф для торговых точек в СБП на уровне 0,4% (по закону ЦБ может устанавливать максимальный тариф в СБП, который могут взимать банки). «Тот тариф, который мы обсуждаем <…> это порядка 0,4%, что для них [ритейлеров] является, скажем, абсолютным счастьем по сравнению с тем, сколько они платят сейчас», – говорила она в Госдуме.

Банки сочли это несправедливым. Их основной аргумент: они часть заработанных на картах денег тратят на инфраструктуру и развитие безналичных, а ритейлеры сэкономленное на эквайринге оставят себе. В июле Скоробогатова рассказала, что участники рынка предложили установить тариф за прием платежей по QR-кодам от 0,2 до 0,7%. Ставка для конкретной торговой точки будет зависеть от типа товаров и услуг, отметила она.

Подробнее: Ведомости