Главная » e-Commerce: электронная коммерция

Поисковые системы в России не смогут выдавать ссылки на пиратский контент

Добавлено на 29.08.2019

Поисковики, работающие в России, будут обязаны оперативно удалять ссылки на страницы с пиратским контентом. Обращаться для этого в суд правообладателям не потребуется, говорится в поправках в закон «Об информации». Они разработаны совместно сотрудниками крупнейших телекомпаний, онлайн-кинотеатров, а также «Яндекса» и Mail.ru Group, модерировал процесс Роскомнадзор. «Ведомости» ознакомились с текстом документа, его подтвердили три участника рабочей группы.

У правообладателей в России уже есть возможность оперативно блокировать доступ к самой странице с пиратским контентом, но не удалять ссылки на такую страницу в поисковиках. С 2017 г. правообладатели стали все чаще называть одним из основных источников распространения нелегальных копий контента как раз поисковики – блокировать только сами пиратские сайты неэффективно, если пользователь легко находит новые, настаивали медиакомпании. Интернет-компании возражали, что только суд может решить, является ли тот или иной сайт пиратским, а задача поисковиков – находить всю информацию в сети. В 2018 г. это противостояние дошло до того, что под угрозой блокировки оказался весь видеораздел «Яндекса». В итоге медиакомпании и интернет-холдинги сели за стол переговоров и подписали антипиратский меморандум о досудебном удалении пиратских ссылок из поисковиков. Распространяется этот механизм не на весь контент, а только на фильмы и сериалы и лишь на тех правообладателей, которые подписали меморандум, а это в первую очередь телехолдинги и легальные онлайн-кинотеатры.

Теперь поправками помимо сериалов и фильмов защищаются легальные копии книг, музыки, программного обеспечения, исключение сделано только для фотографий. И эти нормы распространяются не только на «Яндекс» и Mail.ru Group, которые подписали меморандум и удаляют ссылки, но и на Google, который сейчас работает с российскими правообладателями по нормам американского акта «Об авторском праве в цифровую эпоху» (DMCA). У него есть специальная электронная форма, через которую правообладатели могут пожаловаться на пиратов. Поисковик при этом сам решает, как быстро реагировать на жалобы и блокировать ссылки.

Поправки в закон об информации предусматривают две опции для удаления ссылок. Первая аналогична DMCA, вторая во многом повторяет антипиратский меморандум, и это более жесткий механизм. Правообладатели смогут выбрать компанию, которая в их интересах будет вести реестр пиратских ссылок. Так, сейчас реестр пиратских ссылок на сериалы и фильмы в рамках меморандума ведет Медиа-коммуникационный союз. После того как такую организацию проверит и утвердит Роскомнадзор, все поисковики будут обязаны подключиться к ее реестру в течение 10 рабочих дней и затем удалять ссылку в течение шести часов после появления ее в реестре. Число реестров не ограничено.

«Яндекс» неоднократно говорил, что меморандум должен быть как можно скорее зафиксирован законодательно и распространен на весь рынок, эти правила должны быть прозрачны и приемлемы для всех, отмечает представитель компании. Представитель Mail.ru Group отказался от комментариев. Представитель Google не ответил на запрос «Ведомостей».

Подробнее: Ведомости