Главная » e-Commerce: электронная коммерция

Как будет устроено суперприложение от ВТБ

Добавлено на 13.12.2019

ВТБ объявил о создании открытой ИТ-платформы для объединения потребительских и банковских сервисов, летом 2020 года у нее должно появиться собственное суперприложение. Госбанк вложит в это 2,5 млрд руб.

ВТБ создал открытую для сторонних компаний ИТ-платформу, которая позволит создавать и объединять между собой различные лайфстайл-сервисы компаний-партнеров, рассказал РБК первый заместитель президента — председателя правления ВТБ Дмитрий Олюнин. В третьем квартале 2020 года банк рассчитывает запустить суперприложение платформы.

Для создания платформы в октябре 2019 года было зарегистрировано ООО «Лайфстайл платформа» с уставным капиталом 556 млн руб., 100% компании принадлежит инвестиционной «ВТБ Капитал» (входит в группу ВТБ), следует из данных СПАРК. Генеральным директором компании назначен бывший руководитель департамента маркетинга финансовых услуг МТС Андрей Макаров. Инвестиции в проект со стороны ВТБ, второго из крупнейших банков России, составят более 2,5 млрд руб., сказал Олюнин.

Что объединит суперприложение ВТБ

Платформа и суперприложение объединят сервисы вызова такси, доставки еды, бронирования ресторанов, покупки билетов в кино, театр, на спортивные мероприятия, авиа- и железнодорожных билетов, а также финансовые сервисы (виртуальные карты, платежи, переводы, кредитные продукты), пояснил Олюнин. Платформа будет открыта для сотрудничества с лидерами рынка в своих отраслях, а список партнеров и сервисов будет расширяться, сообщил он, но не стал раскрывать названия компаний-партнеров.

По данным источника РБК, знакомого с ходом разработки, сейчас ВТБ ведет переговоры о присоединении к проекту с «Магнитом», «Яндексом» («Яндекс.Такси» и «Яндекс.Афиша»), «Ростелекомом», Tele2, «Динамо», Почта Банком, Burger King, «Почтой России», РЖД, СОГАЗом, Ivi.ru, Zvooq и Parter.ru.

В «Яндексе», ivi.ru и Tele2 отказались от комментариев. Участие в проекте рассматривают «Ростелеком», «Магнит», «Динамо» и Burger King, подтвердили РБК их представители. В Почта Банке сообщили, что считают такие платформы перспективными, но детальные комментарии преждевременны. В РЖД ответили, что ведут разработку собственной платформы мультимодальных пассажирских перевозок, но не стали уточнять, ведутся ли переговоры с ВТБ. «Почта России» открыта к различным формам сотрудничества, она ведет переговоры с партнерами и развивает сервисы в своем мобильном приложении, сказал генеральный директор компании «Почтовые технологии» Владимир Урбанский.

Пользователям приложения «Магнит» могут стать доступны различные финансовые сервисы, например привязка банковской карты к приложению для оплаты покупок, переводы с карты на карту, оплата услуг ЖКХ и штрафов, пополнение счета телефона и прочие финансовые операции, рассказал представитель розничной сети, уточнив, что совместные сервисы будут создаваться и с другими участниками платформы. «Бургер Кинг» хочет интегрировать заказ доставки еды, сказал директор по коммуникациям «Бургер Кинга» Иван Шестов.

РБК направил запрос в СОГАЗ, Zvooq и Parter.ru.

Зачем ВТБ лайфстайл-платформа и суперприложение

«ВТБ стратегически сфокусирован на расширении своей банковской аудитории в перспективе ближайших трех лет. Платформа станет одной из ключевых площадок для привлечения новых клиентов в банк, в том числе за счет интеграции с приложениями партнеров», — сказал Олюнин. Планируется, что к концу 2022 года число пользователей платформы составит около 4 млн человек, для них выпустят 500 тыс. банковских карт. В целом совокупная аудитория группы ВТБ и ее партнеров составляет порядка 50 млн активных клиентов.

Запуск суперприложения должен увеличить доходы ВТБ и партнеров банка. «При подключении к платформе компании-партнеры будут платить комиссию за каждую транзакцию или за каждого привлеченного клиента. Потребители могу пользоваться лайфстайл-платформой бесплатно», — объяснил принцип ценообразования Олюнин. Активным пользователям будет предоставляться кешбэк в размере от 5 до 10%.

«В данном случае ВТБ участвует в конкурентной борьбе за розничных клиентов, запущенной Тинькофф Банком и Сбербанком — без участия в ней сложно сохранить значительное присутствие на рынке финансовых услуг для массовых клиентов», — говорит руководитель группы по оказанию услуг компаниям финансового сектора в «Делойт» в СНГ Максим Налютин. Разработка и развитие суперприложения потребует от банка более сложной системы интеграции со сторонними сервисами, эффективного управления информационной безопасностью и разделением доступа к клиентской информации, указывает эксперт.

Как отметил инвестиционный директор фонда AddVenture Никита Герц, исторически суперприложения создавались как дополнение к уже очень популярным сервисам, например мессенджерам, службам такси или доставки еды. Это делалось через добавление других высокочастотных и высокомаржинальных сервисов, чтобы улучшить чистую прибыль от пользователя. «Я пока не видел в мире суперуспешных кейсов, где компания без своего основного сервиса смогла построить суперприложение, просто агрегировав чужие сервисы и пользователей», — указал Герц. По его мнению, успех будущего сервиса зависит от того, сможет ли банк привлечь в проект лидеров в своих нишах. Часть успеха будет зависеть от условий, которые предложит ВТБ партнерам: введет ли он комиссию, будут ли они делиться данными и т.д. «Чем больше таких минусов, тем больше вероятность, что сервисы будут «красть» пользователей с платформы в свое приложение», — подытожил Герц.

Подробнее: РБК