Главная » e-Commerce: электронная коммерция

Гендиректор Coursera: мир движется к онлайн-дипломам

Добавлено на 08.11.2018

Компания Coursera была основана в 2011 г. бывшими профессорами Стэнфордского университета Дафне Коллер (Daphne Koller) и Эндрю Энгом (Andrew Ng). За семь лет Coursera стала крупнейшим в мире провайдером онлайновых образовательных курсов с 36 млн зарегистрированных пользователей, 3000 курсов и выручкой (по оценкам Forbes) в $140 млн в 2018 г.

Бизнес-модель Coursera – экосистема, объединяющая студентов, вузы и компании-работодатели: вузы и компании разрабатывают образовательные курсы, Coursera их продает (или распространяет бесплатно), учебные заведения и компании получают аналитику о своих курсах и потенциальных студентах и работниках.

В январе 2013 г. Coursera представила систему платных сертификатов, подтверждающих выполнение конкретным студентом всех этапов учебного курса: выполнение домашних работ, сдачу тестов и экзаменов. (Пользователь идентифицируется по особенностям электронного почерка и фото с веб-камеры.) Только за первый год такие сертификаты (выдаются от имени Coursera и вуза – разработчика учебной программы, стоят $29–99) принесли компании $4 млн.

Следующим прорывом стал запуск в 2014 г. комплектов связанных курсов для углубленного изучения предметов. Одной из первых появилась программа по изучению data science, разработанная Университетом Джона Хопкинса. Она включает девять курсов и сдачу итогового проекта. За первые пять месяцев записавшиеся на специальность слушатели заплатили Coursera более $800 000.

Кроме того, компания предлагает учебные курсы для сотрудников корпоративных клиентов – работодателей (их у Coursera сегодня 1400). За каждого сотрудника, который учится на Coursera, она взимает по $400 в год.

Бизнес-модель Coursera понравилась венчурным инвесторам, которые за четыре раунда вложили в компанию свыше $210 млн. Нынешняя забота топ-менеджмента Coursera – вывести компанию на операционную окупаемость. Назначенный в июне 2017 г. генеральный директор Coursera Джефф Маджионкальда (Jeff Maggioncalda) рассказал «Ведомостям», как изменилась модель монетизации за последние годы, какие реформы он провел в Courserа, как компания сотрудничает с российскими университетами и каково будущее образования.

– Вы возглавляете компанию уже 1,5 года. Что вам удалось сделать за этот срок?

– Миссия компании, сформулированная еще основателями, не изменилась: менять жизнь людей посредством образования. Мы даем возможность людям учиться, где бы они ни находились.

Массовые учебные онлайн-курсы, предоставляемые 160 нашими университетами-партнерами и 30 отраслевыми партнерами (один из крупнейших отраслевых партнеров, кстати, «Яндекс»), являются нашим ключевым активом. Я просто задался вопросом: как же нам по максимуму использовать этот актив?

Мы стали, например, относительно недавно предлагать магистерские программы. Общий мировой рынок бакалавриата и магистратуры – $1,5 трлн, среди университетов-партнеров – самые уважаемые вузы в мире: Стэнфорд, Duke, Физтех, Высшая школа экономики (ВШЭ). Совсем недавно мы также вывели на рынок продукт «Coursera для бизнеса». С его помощью работодатели, такие как Сбербанк, являющийся одним из наших крупных клиентов, обучают сотрудников. «Coursera для бизнеса» – важная часть нашей стратегии.

Самое важное, чем Coursera может способствовать донесению высшего образования до максимально широкого круга людей, – платформа, на которой сходятся университеты, работодатели и студенты.

Мне очень понравились основные элементы нашей стратегии, я просто решил их по-другому скомпоновать – так, чтобы каждый раз, когда у нас появляется новый студент на платформе, это приносило бы пользу университетам. И чтобы каждый новый курс и университет-партнер шли на пользу нашим клиентам – корпорациям. Те, в свою очередь, своим присутствием на платформе привлекают студентов. Польза для университетов – расширение охвата и увеличение дохода.

Сейчас мы прорабатываем связи между работодателями и студентами. Это очень важно для работодателей, потому что они смогут сравнивать навыки сотрудников, скажем, с уровнем студентов из других стран или же представителей той же самой отрасли в других странах.

Следующий шаг – рекрутинговое партнерство, когда работодатели смогут не просто сравнивать своих сотрудников с другими студентами Coursera, но и приглашать на работу тех, кто понравится. Это очень актуально для многих компаний, включая российские.

Подчеркну, что я изменил не столько элементы стратегии, сколько связи между ними, а для этого пришлось поменять структуру организации. Раньше у меня в прямом подчинении было шесть человек, сейчас – 10. Инженеры-программисты раньше подчинялись директору по продуктам, а сейчас и те и другие подчиняются мне напрямую. Точно так же директор по сервисам подчиняется мне напрямую. Это дает мне более непосредственный контакт с бизнесом, и, с другой стороны, весь топ-менеджмент может быстрее и эффективнее обмениваться информацией.

Подробнее: Ведомости