Главная » Статистика и анализ

Банк Русский Стандарт: развитие бесконтактных платежей в России

Добавлено на 25.05.2017

Русский Стандарт представляет статистические данные по динамике  бесконтактных платежей по всем банковским картам в своей эквайринговой сети (одна из крупнейших в России) в 2016 году, а также исследование роли мобильных платежных сервисов в развитии этой технологии в целом. Дополнительно в исследовании приведен ряд примеров поведенческой модели держателей карт банка Русский Стандарт.

Как растет в течение года

2016 год стал революционным годом в истории развития бесконтактных платежей в России: доля таких операций от всех транзакций по банковским картам в эквайринговой сети Русского Стандарта  выросла более чем в 2 раза:  с 1,25% (в 2015 году) до 2,57% (в 2016 году).  Двукратный рост отмечается как в обороте, так и по количеству транзакций.  Это связано с тем, что люди оценили удобство мгновенной оплаты покупок (без необходимости ввода пин-кода), особенно в таких сегментах, как фастфуд и ритейл.

Настоящий прорыв в развитии бесконтактных платежей по банковским картам произошел осенью 2016 года, когда в России запустились инновационные мобильные платежные сервисы, позволяющие оплачивать покупки при помощи смартфонов. Распределение доли количества бесконтактных платежей по году выглядит так:

При этом надо отметить, что рост последних трех месяцев был обеспечен, в том числе, и за счет бесконтактных платежей по банковским картам, выполненных с использованием мобильных телефонов.

Сегодня около 20% держателей кредитных и дебетовых карт банка Русский Стандарт активно пользуются мобильными платежными сервисами. В среднем с помощью смартфона они совершают 18,3 транзакций в месяц.

Средний чек и популярные сегменты

В 2016 году в эквайринговой сети банка Русский Стандарт средний чек оплаты по картам («контактным способом») составил 1 198 рублей, средний чек оплаты бесконтактным способом – 448 руб., а средний  чек оплаты смартфоном – 1 314 рублей.

Кроме того, банк Русский Стандарт  изучил средний чек в традиционно самых популярных покупательских сегментах. Вот, что получилось.

Самым популярным сегментом является «ритейл». В нем отдельно выделен сектор «супермаркеты». Средний чек  здесь по картам («контактный способ») составил 1 805 рублей, по бесконтактным платежам – 1 331 руб., а при оплате смартфоном – 1 056 руб.

Еще один популярный сегмент «рестораны». Здесь в качестве примера взят сектор  «фастфуд». Здесь средний чек по картам («контактная оплата») – 350 рублей, по бесконтактным платежам – 325 руб., а при оплате смартфоном – 363 руб.

На третьем месте сегмент «развлечения». Здесь средний чек  по картам («контактный способ») составил 1 499 рублей, по бесконтактным платежам – 725 руб., а при оплате смартфоном – 602 руб.

Отдельно хотелось бы отметить, что при анализе покупательской активности и характера покупок, совершенных  при помощи смартфонов, был выявлен еще один популярный сегмент: АЗС – автозаправочные станции/СТО – станции техобслуживания.  Средний чек оплаты мобильным телефоном здесь – 1 226 рублей.  

География

По итогам 2016 года большинство бесконтактных транзакций по банковским картам в эквайринговой сети банка Русский Стандарт  было совершено в Москве и области (доля по количеству операций – более 50%), средний чек составил 453 рубля.

Затем:

  • Санкт-Петербург, 504 рубля;
  • Казань,  279 рублей;
  • Новосибирск, 174 рубля;
  • Екатеринбург, 291 рубль.

Отдельно банк проанализировал географию распространения бесконтактных платежей, выполненных мобильным телефоном.  По данным Русского Стандарта, большинство транзакций с помощью смартфонов в 2016 году совершили жители Москвы (доля по количеству операций – около 40%), в столице средний чек по таким покупкам составил 1 104 рубля.

Затем:

  • Санкт-Петербург, 1 113 рублей;
  • Казань, 712 рублей;
  • Екатеринбург, 563 рубля;
  • Нижний Новгород, 245 рублей.

Важно отметить, что в первые годы запуска бесконтактной технологии оплаты по картам (начиная с 2011 года) серьезно прирастало количество крупных банков-эмитентов, а в последние годы, например, в 2016 году рост показателей идет за счет появления мобильных платежных сервисов, количества транзакций, оборота и среднего чека.